Информация Родителям Фотогалерея Карта Занятия: Коллективы:

Подростковая лень: как с ней бороться?

Развалившись на диване и уставившись в телевизор, ваш ребенок «пропускает мимо ушей», когда вы напоминаете ему про контрольную по алгебре или про беспорядок в его комнате. «Потом, – отвечает он, – я еще не отдохнул». Почему подростки часто отлынивают и откладывают выполнение своих обязанностей в долгий ящик? Первая причина чисто физиологическая. Гормональные изменения в подростковый период сопровождаются постоянным ощущением усталости: нельзя вырасти за год на пятнадцать сантиметров и не почувствовать себя усталым. Но подросток «бездельничает» еще и потому, что не знает, чем себя занять. Детские игры его больше не интересуют, а новых увлечений он еще не нашел. Занятия родителей (работа, хозяйство, развлечения) кажутся ему скучными. Он не хочет ни походить на них, ни быть послушной марионеткой, выполняя «команды»: «Делай уроки», «Убери комнату», «Поставь посуду в шкаф»… Демонстрируя свое отличие, подросток замедляет ритм деятельности или просто начинает бастовать: валяется в постели, часами сидит перед компьютером… Это раздражает нас и выводит из равновесия. Ведь мы сами все время куда-то торопимся.  С годами все острее воспринимаем ход времени: чем меньше его остается, тем больше пользы мы хотим от него получить. Подросток же не спешит, у него вся жизнь впереди. Разное восприятие темпа жизни вызывает столкновения.  Но почему бы нам самим не отложить на время какие-то дела вместо того, чтобы злиться? Привычка, как говорят – вторая натура, и это соответствует действительности. Нередко лентяями вырастают дети родителей, усиленно защищавших их от чересчур раннего взросления. У них сформировалось сознание, что делать что-либо вовсе необязательно: в любом случае найдется кто-то, кто это сделает за него. К чему тратить на «глупости» время, если можно развлекаться?Впрочем, лень может оказаться и результатом обыкновенно боязни, порожденной родителями, отстранявшими малыша от дел: «Ты всё делаешь не как положено». Также причиной может послужить тотальный родительский контроль. Если лень успела основательно укорениться, не стоит стремиться расправиться с ней одним махом. Придется выполнять всё, что следовало делать с детства: четко определять обязанности, понемногу расширяя круг. И терпеть, терпеть, пока во «вторую натуру» не превратится новая привычка. Если педагоги говорят о внезапно возникшей лени вашего ребёнка, попробуйте выяснить все подробности, не торопитесь ругать и наказывать, возможно, из-за плохо усвоенного материала, подросток боится сделать ошибку и предпочитает быть «лентяем», вдруг все отстанут и не заметят, что он чего-то не знает.  Не стоит отбивать подростку желание трудиться фразами-установками: «не будешь работать, ничего в жизни не добьешься» - работа не должна представляться подростку только тяжкой обязанностью, без какого-либо удовольствия. Хорошо, если на примере родителей подросток видит, что в работе можно самовыражаться и получать удовольствие от результата, а иногда и от самого процесса. Если подросток сделал что-то не так, не допускайте жесткой критики по результатам любой работы; не оценивайте ребенка, оцените действия, где и что было не совсем верно. Поручения должны быть конкретными, выполнимыми, действительно нужными, а не придуманными из воспитательных целей. За сделанное обязательно нужно благодарить (конечно, в меру), подчеркивая, что комната очень чисто убрана, посуда хорошо помыта, а в магазин он сходил очень быстро. И обязательно - восторг в родительских глазах! Дети ждут этого восторга. Но хвалить нужно искренне, преувеличенное расхваливание раздражает сильнее, чем игнорирование его заслуг. 

Анастасия Сакаева

 
eXTReMe Tracker
    СПб ГБУ "ПЦ "Альбатрос", 2006-2019
info@molodoyprim.ru